МАТЕРИАЛЫ SIKA

Третьяковская галерея и Пушкинский музей получили новые площади благодаря современным строительным технологиям

Ведущий европейский поставщик строительных материалов — SIKA — предоставил инновационные технические решения для модернизации объектов культурного наследия (ОКН) и организации в них филиалов Третьяковской галереи и Пушкинского музея. Самара и Москва получат новые культурные пространства, а музеи — дополнительные организационные возможности.

Решить сложную проблему модернизации ОКН под современные музейные нужды смогли строительные технологии: они обеспечили Третьяковке и Пушкинскому музею новые возможности для работы и сохранили исторический облик зданий.

В Самаре под нужды филиала Третьяковки реконструируется памятник конструктивизма «Фабрика-кухня завода имени Масленникова» — здание начала 30-х годов прошлого века, единственное в мире имеющее форму скрещённых серпа и молота. Со временем сооружение серьёзно пострадало и требовало особых работ по реставрации.

004a6d8118619e10d152e30297cca378.png

© Фото объекта: Территориальное управление Росимущества по Самарской области

Одной из важнейших задач стало восстановление несущей способности конструкций. «Мы предложили выполнить усиление элементов железобетонного каркаса здания с помощью армирования высокопрочным композитным материалом на основе углеволокна, — рассказывает Савицкий Денис, руководитель проектов компании SIKA. — Высокотехнологичная ткань для структурного усиления способна компенсировать недостающую арматуру, повысить несущую способность элементов и предотвратить хрупкое разрушение внецентренно сжатых колонн».

Для работ на историческом объекте в Самаре использовалась однонаправленная ткань SikaWrap®-530 C из углеродного волокна плотностью 530 г/м2. Холст можно применять на поверхностях конструкций со сложной геометрией. Благодаря малому весу усиление углеволокном не приводит к увеличению массы конструкций — это важно для реставрации. Модернизацию планируется закончить к концу 2021 года, когда в здании откроется экспозиция произведений XX века и современного искусства.

Не менее масштабный проект реализуется и в Москве, где рядом с главным зданием строится депозитарий Пушкинского музея — комплекс новых и исторических зданий.

Уникальность проекта — в многозадачности: в Депозитарно-реставрационном и выставочном центре (ДРВЦ) планируется активная культурно-просветительская деятельность — посетители смогут наблюдать за проведением реставрационных работ на экспонатах Музея.

В проекте — устройство заглублённых сооружений внутри плотной исторической застройки, поэтому работы ведутся новым методом подземного строительства «Top-Down»: пилотная плита выполняется на уровне земли с одновременным углублением и отливкой бетонных конструкций и строительством и реконструкцией зданий выше этого уровня.

Для Центра планируется устройство 3-х подземных этажей на глубине 16 м — потом они соединятся с Музеем переходом. Поскольку в залах необходим климат с определённой влажностью, вопросу гидроизоляции отводится первостепенное значение.

«Мы предложили использовать для основания ДРВЦ систему двухслойной гидроизоляции из армированной мембраны на основе полиолефинов, — поясняет технический специалист SIKA Николай Беляев. — Среди её преимуществ — полная инертность: мембрана не содержит пластификаторов и растворителей, а значит — нет и вредных выделений, что важно для работы реставраторов».

Предложенные рулонные мембраны Sikaplan® WT 1200-20C отличаются возможностью вакуумного контроля, позволяющего проверить целостность гидроизоляционного ковра на всех этапах работ и при эксплуатации, а система контрольно-инъекционных штуцеров даёт возможность выполнить ремонт изоляции в кратчайшие сроки прямо через бетон, без остановки работы объекта.

Подобное гидроизоляционное решение используется и для другого комплекса — главного здания и двух флигелей федерального объекта культурного наследия «Городская усадьба Голицина-Вяземского-Покровского и Долгоруковых». Комплекс реконструируется в рамках расширения ГМИИ им. А.С. Пушкина, и в скором времени здесь разместится Картинная галерея искусства старых мастеров. Проект также предусматривает заглублённые на глубину 17 м помещения, а работы производятся методом «Top-Down».

Использование ОКН для экспозиции и других нужд — часто единственная возможность для музеев расширить культурные и научные возможности в условиях плотной исторической застройки. Решить неизбежные при реставрации таких зданий проблемы сегодня помогают новые строительные технологии — они позволяют сохранить облик объектов и адаптировать их к современным музейным требованиям.